Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре,/ яви́ бо тя Христо́с я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей земли́,/ но́ваго чудотво́рца пресла́вна и Богоприя́тна./ И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию,/ во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся сла́вим Го́спода,/ да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний./ Его́же моли́ спасти́ град сей,/ и держа́ве Росси́йстей Богоуго́дней бы́ти,/ и сыново́м Росси́йским спасти́ся/.
Храм св.блгв.вел.кн. Александра Невского на ул. Тельмана
Header
Добро пожаловать на страницы нашего сайта
Header

Проповеди

Проповеди

Под редакцией Баюшева Николая

25 неделя по Пятидесятнице, митр. Антония (Сурожского)

        В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм – это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где кроме Бога и Его путей нет ничего; Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением – если только сердце человека чутко и чисто – одной любви и заботы.

        И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что таинственно и непостижимо родится от Неё Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его… За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная  крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нём – ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

        Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия: и нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить своё сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему – и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, – пройдём же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь».

24 неделя по Пятидесятнице, архиепископа Аверкия (Таушева)

        Хотя начальники синагог принадлежали к враждебной Иисусу партии, но этот начальник, слышавший о многих чудесах, совершенных Господом в Галилее, и, может быть, бывший сам свидетелем чуда исцеления слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, не исцелит ли Иисус и его дочь. Не имея такой веры, которую похвалил Господь в сотнике, он просил Господа придти и возложить на нее руки, чтобы она выздоровела. Видя это, народ с особенным любопытством устремился вслед за Господом к дому Иаира, и так как каждому хотелось быть ближе к Великому Чудотворцу, то все «теснили Его». Во время этого шествия, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением и потерявшая надежду вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к одежде Его. По Закону Моисееву, женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистою, должна была оставаться дома и не смела ни к кому прикасаться (см.: Лев. 15, 25–28), но эта несчастная женщина имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно прикоснуться к одежде Его, в уверенности, что одно прикосновение даст ей желанное исцеление. И вера ее была оправдана: она тотчас выздоровела, ощутив, что «изсяк у нея источник крови». Подробнее всех рассказывающих об этом событии ев. Марк передает, что Иисус, почувствовавший, что вышла из Него сила, спросил, обращаясь к народу: Кто прикоснулся к Моей одежде? Конечно, Он знал, кто прикоснулся, но спросил это для того, чтобы обнаружить перед всеми в назидание веру этой женщины и совершившееся по вере ее чудо. Женщина, понимая, что не может утаиться, пала пред Ним и открыла перед всеми «всю истину». По понятиям евреев, она совершила преступление тем, что вошла в толпу народа и сделала нечистыми всех тех людей, с которыми, по необходимости, должна была соприкоснуться, а потому в страхе и трепете ожидала осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее словами: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя: иди с миром и будь здорова от болезни твоей!»

        В это время умерла дочь Иаира, и кто-то из его дома пришел сказать, чтобы он не утруждал Учителя. Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь успокоил его: Не бойся, только веруй, и спасена будет! Придя в дом, они застали там «свирельщиков», которых по восточному обычаю приглашали для оплакивания умерших. Это оплакивание, продолжавшееся восемь дней для простого умершего, и месяц для лиц знатных, сопровождалось заунывной игрой на свирелях или флейтах. Не плачьте, — сказал им Иисус, — она не умерла, но спит. Эти слова, конечно, нельзя понимать буквально, ибо и про Лазаря, лежавшего четыре дня во гробе и уже разлагавшегося, Господь сказал, что он уснул (см.: Ин. 11, 11–14), и лишь потом сказал прямо: Лазарь умер. Действительная смерть девицы была так очевидна для окружающих, что они стали даже смеяться над Иисусом. Свидетелями великому чуду воскрешения умершей могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, а потому Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех апостолов Своих — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Подойдя к умершей, Господь взял ее за руку и двумя властными словами: Талифа куми, что значит: девица, встань! мгновенно воскресил ее, причем тело ее настолько укрепилось, что последствия тяжкой болезни не помешали ей сразу же ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной есть, дабы убедить родителей, что перед ними настоящая дочь их, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде. Аминь.

23 неделя по Пятидесятнице, архиепископа Серафима (Соболева)

        Святая Церковь ныне за литургией предлагала нам в назидание евангельское повествование об исцелении Господом бесноватого. Всякое евангельское повествование содержит в себе источник великого утешения для нас немощных, унывающих людей, обремененных многими грехами и скорбями. Можно сказать даже больше. Каждое слово евангельское есть благая, утешительная весть для нашего сердца.

        С таким сознанием спасительного значения для нас Евангелия, остановим свое внимание, возлюбленные о Христе братия и сестры, на тех словах из нынешнего евангельского чтения, где бесы просят Иисуса Христа позволить им войти в стадо свиней. Господь позволил, все стадо свиней погибло, и жители Гадаринской страны потерпели большой материальный ущерб.

        Какой же мы можем отсюда извлечь для себя, спасительный урок? Прежде всего, эти слова Евангелия внушают нам, чтобы мы не боялись бесовской силы, ибо, как видим, бесы без позволения Господа не могут коснуться не только людей, но даже и животных. Поэтому не будем бояться бесов, когда они нападают на нас и причиняют нам или непосредственно, или через злых людей всевозможные несчастья. Так без боязни относились к бесам и их злокозненным напастям святые люди, например, преподобные Антоний Великий, Иоанн Рыльский и Серафим Саровский. Им бесы являлись явно, избивали их почти до смерти, оставляя их в страшных ранах. Но они всегда памятовали слова Христа: сей же род (т. е. бесовский) не исходит, токмо молитвою и постом (Матф. 17, 21; ср.: Марк. 9, 29). Поэтому бесовские козни им были не страшны и они, через постоянную молитву и воздержание, выходили победителями из тяжкой борьбы с бесами.

        Правда, на нас так явно и свирепо не нападают бесы. Св. Серафим говорит, что самый вид бесов для нас мог бы оказаться смертельным. Зато они вооружаются на нас, главным образом, внутренно, через страсти, а именно, через гордость, тщеславие, злобу, осуждение, зависть, сребролюбие, невоздержание, блуд, печаль и уныние. Здесь демоны так вредят нам, что большинство людей не выдерживает их нападений и погибает навеки. Следует нам, подобно святым, бороться с этими бесовскими напастями постоянной молитвой и постом и памятовать, что бесы без позволения Божьего не посмеют коснуться нас, что они сильны лишь только нашею слабостью, точнее, нашим нежеланием бороться с ними.

        Св. отцы учат, что демоны больше всего боятся трех вещей: Тела и Крови Христа, Великой Агиасмы и крестного знамения. Поэтому будем чаще причащаться, но причащаться достойно, т. е. в истинном покаянии, будем чаще пить св. богоявленскую воду и кропить себя ею и, наконец, будем всегда молиться с сокрушением сердца и осенять себя крестным знамением. Тогда не мы будем бояться бесов, а бесы будут бояться нас, ибо, находясь в благодатном единении со Христом, мы будем иметь в себе источник несокрушимой силы и божественной радости.

22 неделя по Пятидесятнице, архм. Алипия (Воронова)

        Сегодня, возлюбленные братья и сестры, нам Господь предлагает притчу о богаче и Лазаре. Эта притча говорит о том, что, богатые должны пользоваться своими средствами не для прихотей, но для помощи бедным, в противном случае они подвергнутся строгому суду Божию за свое жестокосердие; бедные должны переносить свою горькую участь с терпением, ожидая утешения и награды в Царствии Небесном; у Господа по самой строгой правде распределены награды и наказания: богатый имел некоторые добрые качества (обнаруживает в аду заботливость о братьях)

        Хотя мы не блещем богатством и не наслаждаемся, как евангельский богач, но все же не все мы живем одинаково, нет между нами равенства, его не было никогда, нет теперь, да и не будет. Были раньше богатые и рабы и будут до скончания века.

        Так у Бога создано: все мироздание состоит из противоположностей. Если есть день, то есть и ночь; если есть утро, есть и вечер; есть плюс, есть и минус; один — красивый, другой некрасивый; один — богатый, другой — ­бедный; один — умный, другой — неумный и другое.

        В этом мире все нужны. Без противоположностей мир не мог бы существовать. Жизнь на земле существует и движется вперед благодаря этим противоположностям. Но ты сегодня красив или умен, не гордись, потому что завтра, или позднее можешь быть уродцем, или оказаться в сумасшедшем доме. Сегодня ты, богат а, завтра ты можешь быть нищим Лазарем.

        Есть такое литературное произведение, которое называется “Спартак. Еще за много лет до Рождества Христова Спартак, будучи гладиатором в Римской империи, победил всех своих врагов и стал свободным. В то время освободиться от рабства считалось чем-то невероятным. Его все прославляли, называли свободным. Но один царский раб был простой, неграмотный человек, но очень мудрый. Он сказал о Спартаке так: “Нет, он не свободный, он был раб и останется рабом, потому что на этой земле все изменчиво, все преходяще, обманчиво. Никто не может быть уверен, что с ним случится завтра и в каком положении он окажется”.

        Наша истинная свобода есть во Христе Иисусе. С духовной точки зрения мы все рабы. “Всяк творяй грех, раб есть греха” (Ин. 8, 34). Ежечасно, ежеминутно мы нарушаем закон Божий и впадаем в те или иные грехи, сами страдаем и часто заставляем страдать и других. Только господь Иисус Христос один силен нас избавить от этого греховного рабства в таинстве покаяния и святого причащения.

        Он пострадав за нас на земле, умер позорной смертью на кресте, воскрес в третий день. Он примирил нас с Богом Отцом, открыл нам вход в Царство Небесное. Своими страданиями и смертью Он показал нам Свою Божественную любовь для того, чтобы и нас научить любви. Каждому из нас Он дал таланты, то есть духовные и телесные способности, не в одинаковой мере: кому больше, кому меньше. Мы, христиане, эти таланты, или дары, должны употребить на пользу ближнего и во спасение своей души. Господь сказал про нас: “Вы — свет мира” (Мф. 5, 14). Свет наш да светит пред человеками, чтобы они, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного. Аминь.

21 неделя по Пятидесятнице, прот. Александра Свирелина

       В сегодняшней притче о сеятеле, сеявшем семя показывается, как будет видно далее, образ духовного сеяния или проповедания слова Божия на различные свойства сердца человеческого, от чего оно бывает бесплодным или приносящим плод.

      Сеятель, сеявший семя — это Иисус Христос, Апостолы и все пастыри и учители церкви Христовой. Семя есть слово Божие, сообщаемое или устно посредством проповеди, или посредством чтения книг священного писания. Слово Божие уподобляется семени по следующим причинам: семя приемлется землею, слово Божие — ушами и сердцем слушающего; из семени произрастают растения и плоды, от семени слова Божия рождаются добрые чувства, желания и дела.

       Семя, упавшее подле дороги, потаптывают прохожие или поклевывают птицы; так бывает и со словом Божиим, когда оно упадет на сердце легкомысленное, прихотливое, невнимательное, — семя слова Божия не приемлется таким сердцем глубоко, не удерживается в нем долго, но попирается и изглаживается или мелочным любопытством, переходящим от одного учения к другому, иди пустыми земными мыслями и чувственными желаниями, или пагубными привычками, которые, подобно хищным птицам, похищают каждое зерно небесного семени.

      Каменистая земля, на которой скоро засыхает семя, означает тех христиан, которые только поверхностно усваивают религию, поставляют жизнь христианскую или в соблюдении одних внешних форм Богопочтения, или в пустом и сухом знании, не проникнутом сердцем. Такие люди не оказывают явно презрения к слову Божию, веруют ему, даже приемлют с радостью, но только в спокойное мирное для них время, когда не требуется от них никакой жертвы, никакой борьбы. Случится искушение, настанет гонение, встретится горестное обстоятельство, требующее терпения, жертв и лишений, — они не выстаивают против искушений соблазну. Таково было сердце мытаря Закхея и блудного сына.

       Терние, вырастая среди пшеницы, заглушает ее и не дает ей созреть как должно. Так и слово Божие не приносит плода тем людям, которые слушают его, но, отходя, подавляются заботами о стяжании временных благ, ищут чувственных удовольствий. Семя слова Божия в таких людях скоро заглушается и не развивает в них духовных стремлений: таков, например, был упоминаемый в евангелии юноша, который искренно вопрошал Господа, что нужно ему сделать для спасения, но отошел скорбя, когда услышал, что нужно для сего продать все имение и отдать его нищим. Таковы все те, которые хотят в одно и то же время любить Бога и служить миру, соблюдать заповеди и не оставлять своих греховных привычек и правил.

      Добрая земля, на которой семя приносит обильный плод, означает сердце простое, смиренное, послушное, искренно любящее истину, усердно стремящееся к добру. Таково было сердце мытаря, Закхея и блудного сына. Имеющие такое сердце не останавливаются на минутных добрых чувствах, — но хранят слово Божие, понимают и веруют в него и приносят плод в терпении, т.е. стараются провести дух евангельского учения в свою жизнь, непрестанно бодрствуют над собой, неослабно борются с внутренними искушениями, мужественно стоят против внешних соблазнов. Аминь.

20 неделя по Пятидесятнице, Свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

        В нынешнем чтении Евангельском слышали вы, что Христос умилосердился над несчастной вдовой, сына воскресил Наинской вдовы. Но знаете вы, что не только сына вдовы Наинской воскресил Господь, знаете, что воскресил и умершую дочь Иаира; известно нам воскрешение Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе, уже смердевшего, как говорила его сестра Марфа, и в описании великого чуда воскрешения Лазаря читаем мы, что Господь был в великой печали и прослезился, видя плач и рыдания сестер Лазаря и пришедших их утешить иудеев.

Итак, милосердие Божие, любовь Божия, сострадание Божие побуждали Господа Иисуса творить воскрешение умерших, чтобы утвердить веру в Него народа израильского, чтобы потрясти сердца людей и обратить их к Богу.

В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже…»

Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности Общего Воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто Воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.

       Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». (1 Кор. 15:13).

Вера наша тщетна — вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в Воскресение, Всеобщее Воскресение, и прежде всего Воскресение Христово.

       Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, — чтобы они благоденствовали, как часто видим?

Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных? Где, говорят, правда у Бога?

Где?!! В Воскресении — в Воскресении мертвых!

Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд!

Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа — получат воздаяние в радости райской.

Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

19 неделя по Пятидесятнице, прот. Иоанна Бухарева

И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними.

        Это – превосходное правило. Оно поясняет вообще правило Христово о любви к ближнему, как к самому, т. е. все, чего мы желаем и ожидаем от других для себя, должны делать сами для них, поставив себя в их положении, а их в нашем. Например, желаем, чтобы помогли нам в нужде, поможем и мы другим в таком же случае; не желаем, чтобы обижали нас, не должны и сами обижать других. О, если бы исполнялось это правило! Тогда не было бы среди нас ничего незаконного, несправедливого и насильственного. Не было бы ни обид, ни судов, ни хищений, ни убийств, ни распрей, ни войны, ни бедности. У еванг. Матфея здесь прибавлено: в этом закон и пророки, т. е. в том, чтобы так поступать, состоит сущность как всего ветхого, так и нового христианского завета.

        Любить тех, которые любят нас, легко; в этой любви нет особенного подвига: посему что же и награждать за такую любовь? Кая вам благодарность есть, какая вам награда? Вопрошает Евангелист Матфей. Такую любовь имеют и грешники, мытари. И грешницы любящия их любят; не то же ли делают и мытари ? Грешники, это – все те, которые не суть последователи истинной веры, веры Христовой, а руководящиеся в своей деятельности побуждениями природы. И такие люди делают добро, напр, любят тех, кто их любит; но это – не добродетель в строгом христианском смысле, не подвиг, и потому не заслуживает особенной награды.

        Апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его». Любовь ко врагам есть столь высокая и духовная добродетель, что достигший ее становится ближайшим к Богу, – сыном Всевышнего. Ибо хотя все люди – дети одного Отца Небесного, как Творца и Промыслителя, но не все дети, – по благодатному христианскому усыновлению. Но Он благ к неблагодарным и злым, у еванг. Матфея прибавлено: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Это – прекрасный и понятный для всякого образ всеобъемлющей любви Божией. Любящие врагов – истинные подражатели Богу, потому – и ближайшие Его дети. У еванг. Матфея тут еще сказано (5:47): если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Целование или приветствие служит выражением любви и мира. Други – братья, это – близкие к нам люди, которые по естественному чувству могут отвечать на наше приветствие и любовь – любовью. Но что особенного делаем, когда любим и приветствуем только друзей – братьев своих? Это – естественное чувство, которое свойственно и поврежденной греховной человеческой природе и людям, не имеющим истинной религии, кланяющимся ложным богам или идолам, так называемым язычникам. Что же это за любовь? Что особенного делаете? За что же тут награждать вас Богу?

        Поэтому будем совершенны, – понятие более обширное, чем милосердие. Так как недостижимо для нас божественное совершенство или святость, то поэтому здесь будем понимать не равенство человека с Богом, а некоторое внутреннее уподобление Богу. Аминь.